А вы помните, как в школе прятали мобильный телефон от преподавателя? Зато калькулятором в старших классах пользоваться разрешалось, и наказать могли за его отсутствие. Ваши папа и мама наверняка помнят, как у них отнимали калькуляторы, заставляя считать самостоятельно. А бабушка или дедушка вздохнут, вспомнив времена, когда в опале были логарифмические линейки.
Современные дети в своих рюкзачках помимо учебников, тетрадок и альбомов обязательно носят мобильный телефон. Хотя формально их использование в пределах школы запрещено, каждая мать, собирая свое чадо в первый класс, обязательно купит для него хотя бы самый дешевый аппарат. Материнскому сердцу спокойнее, когда она уверена, что ребенок сможет всегда с ней связаться. Более того, она может установить на телефон приложение, чтобы видеть, где сейчас находится ее малыш.
Зная эту тенденцию, зарубежные педагоги и психологи пошли еще дальше – разработали образовательный план, согласно которому мобильный телефон становится неотъемлемым элементом учебного процесса. Так появилась концепция BYOD – «Bring Your Own Device», название можно перевести на русский как «Возьми телефон с собой». Появление BYOD технологий вызвало широкий резонанс, у метода нашлись как сторонники, так и противники.
Самый первый аргумент противников нового метода – вред смартфонов для зрения детей. Стоит отметить, что с каждым годом экраны мобильных устройств совершенствуются и становятся более безопасными для глаз.
Не все родители могут себе позволить купить телефон для каждого ребенка, к тому же, дети часто теряют или ломают свои устройства. Этот аргумент будет особенно популярен в России, когда и у нас всерьез начнут обсуждать BYOD в образовании, потому что в нашей стране высокий процент малообеспеченных семей.
Многие считают, что если позволить детям пользоваться смартфоном на уроках, они будут не учиться, а сидеть в социальных сетях, переписываться или играть в приложения. Учитель не сможет постоянно следить за происходящим на экране каждого школьника, а при его приближении развлекательное окно быстро можно свернуть.
Отдельно поднимается технический вопрос. Технология BYOD в школе подразумевает наличие сети Wi-Fi, доступной для всех учеников. Помимо этого, необходимо установить блокировку доступа к сайтам, нежелательным для детей. И самая большая боль – необходимость достаточного количества розеток для подзарядки мобильной техники во всех кабинетах.
В свою очередь, сторонники широкого внедрения BYOD в образовании предлагают решения для обозначенных выше проблем. Эти методы уже внедряются в экспериментальных школах за границей и приводят к хорошим результатам.
Использование смартфонов на уроках не превышает по времени установленных педиатрами норм. Помимо телефонов, дети пользуются и привычными учебниками и тетрадями. В планировании урока обязательно выделяется время на гимнастику для глаз, которую все вместе делают с учителем.
Чтобы дети из малообеспеченных семей не чувствовали себя ущемленными, концепция BYOD предполагает возможность совместной работы над заданиями с одного устройства. Помимо сглаживания неравенства, это помогает детям учиться взаимопомощи и командной работе. Можно добиться улучшения оценок, если объединить неуспевающего ученика в пару с успевающим.
Есть способы избежать переключения внимания во время занятий. Для младших школьников задания BYOD следует давать в игровой форме, чтобы выполнять их было интереснее, чем отвлекаться на что-то другое. В случае со старшими школьниками помогает правильное планирование урока, чтобы у них не было времени отвлечься.
Для последнего пункта контраргумент, разумеется, не найден. Школам, которые переходят на технологию BYOD, действительно необходимо иметь финансирование на покупку технического оборудования.
Мысль о том, что может существовать взрослый человек, не пользующийся смартфоном, вызывает изумление. Мобильное устройство помогает в решении множества ежедневных задач. Но вместе с этим считается нормальным ограничивать детей в использовании смартфонов, а особенно в школах.
Методика BYOD решает эту несправедливость и позволяет применять в образовании новейшие достижения прогресса, который не стоит на месте. Ученые предполагают, что со временем образование будет полностью компьютеризировано. И сейчас, на наших глазах, происходит еще один шаг к цифровому будущему.